Формирование ЗОЖ в нашем саду

3816

Для родителей нет большей радости, чем здоровый, нормально развивающийся ребенок. К сожалению, по данным медицинской статистики, более чем у 30% детей школьного возраста имеются те или иные заболевания.

Усилия работников ДОУ сегодня полностью нацелены на оздоровление ребенка-дошкольника, культивирование его здорового образа жизни. Именно эти задачи являются приоритетными в программе модернизации российского образования.

Одним из средств решения обозначенных задач становятся здоровьесберегающие технологии, без которых немыслим педагогический процесс современного детского сада.

Здоровьесберегающий педагогический процесс ДОУ — процесс, направленный на обеспечение физического, психического и социального благополучия ребенка.

Здоровьесберегающие технологии бывают нескольких видов:

1.      Медико-профuлактические технологии -технологии, обеспечивающие сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских средств. К ним относятся :

·         организация мониторинга здоровья дошкольников и разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья;

·         организация и контроль питания детей раннего и дошкольного возраста,

·         организация контроля и помощь в обеспечении требований СанПиНов; .

2. Физкультурно-оздоровительные технологии – технологии, направленные на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка: развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников, закаливание, дыхательная гимнастика, массаж и самомассаж, профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки, воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье. Реализация этих технологий, как правило, осуществляется специалистами по физическому воспитанию и воспитателями ДОУ в условиях специально организованных форм оздоровительной работы. Отдельные приемы этих технологий широко используются педагогами дошкольного образования в разных формах организации педагогического процесса: на занятиях и прогулках, в режимные моменты и в свободной деятельности детей, в ходе педагогического взаимодействия взрослого с ребенком и др.

3. Здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду. Цель этих технологий — становление осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умения его оберегать. В дошкольной педагогике к наиболее значимым видам указанных технологий относятся технологии личностно-ориентированного воспитания и обучения дошкольников. Ведущий принцип – учёт личностных особенностей ребёнка, индивидуальной логики его развития, учёт детских интересов и предпочтений в содержании и видах деятельности в ходе воспитания и обучения.

Построение педагогического процесса с ориентацией на личность ребёнка закономерным образом содействует его благополучному существованию, а значит здоровью.

4. Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребёнка – технологии, обеспечивающие психическое и социальное здоровье дошкольника. Основная задача этих технологий обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребёнка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье, обеспечение социально-эмоционального его благополучия. Реализацией данных технологий занимается психолог посредством специально организованных встреч с детьми, а также воспитатель и специалисты дошкольного образования в текущем педагогическом процессе ДОУ. К этому виду технологий можно отнести технологии психологического и психолого-педагогического сопровождения развития ребёнка в педагогическом процессе ДОУ.

5. Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования – технологии, направленные на развитие культуры здоровья педагогов детского сада, в том числе культуры профессионального здоровья, развитие потребности к здоровому образу жизни.

Приоритетным направлением работы нашего детского сада является формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста. Наша задача — воспитание здорового ребенка через здоровьеформирующее образование.

Основные направления работы:

Воспитательная и оздоровительная направленность образовательного процесса;

Физическое развитие и оздоровление детей;

Профилактическая работа;

Работа с родителями;

Обеспечение психологического благополучия.

В процессе формирования у детей осознанного отношения к своему здоровью, мы учим их понимать значение и преимущество хорошего самочувствия, позволяющего им участвовать в общих играх, развлечениях, экскурсиях. Важное место отводится постоянному стимулированию развития у детей навыков личной гигиены и осуществлению контроля, за их неукоснительным соблюдением.

Нужно добиваться, чтобы дети понимали, что знание и соблюдение правил гигиены поможет им сохранить здоровье, позволит участвовать в разнообразных занятиях, улучшить социальные контакты и настроение.

Первое направление работы – воспитательная и оздоровительная направленность образовательного процесса. На этом этапе предусмотрено проведение уроков «здоровья» для дошкольников.

Второе направление работы — физическое развитие и оздоровление детей. В своей работе мы используем общеизвестные средства:

·         закаливание;

·         массаж (самомассаж);

·         упражнения, на формирование осанки и развитие опорно-двигательного аппарата;

·         упражнения на развитие физических качеств;

·         физические упражнения, способствующие психическому развитию.

·         Игры, которые лечат

·         Пальчиковую гимнастику

·         Артикуляционную гимнастику

Профилактическая работа. 

Приступая к ней мы провели опрос среди родителей с целью уточнения подбора средств. Выяснилось, что родители настороженно относятся к фитолечению, ароматерапии, приему поливитаминов в условиях детского сада. Поэтому мы выбрали, на наш взгляд, оптимальные средства профилактики:

·         Прием адаптогенов (настои шиповника, смородины)

·         Полоскание полости рта кипяченой водой комнатной температуры;

·         Босохождение;

·         Дорожки здоровья;

·         Гимнастика пробуждения;

·         Прогулки на свежем воздухе

·         Использование натуропатии (натёртый чеснок)

·         Соблюдение Санэпидрежима (жесткий режим проветривания, влажной уборки).

Четвертым направлением является работа с родителями.

Детский сад и родители. Как складываются эти взаимоотношения? Из чего они состоят? Традиционно это —

·         Родительские собрания

·         Дни открытых дверей

·         Консультации

·         Уголки здоровья

·         Праздники и досуги

Это хорошие и проверенные временем формы работы!

Пятое направление работы — обеспечение психологического благополучия.

Оценка эффективности комплексных воздействий, направленных на оздоровление детей, осуществляется на основе общепринятых критериев. Главные из них:

·         Снижение частоты случаев острой заболеваемости;

·         Совершенствование функций ведущих физиологических систем организма;

·         Улучшение физического развития;

·         Устранение отставания в развитии движений (или позитивная динамика в соответствующих показателях);

·         Позитивные сдвиги в эмоциональной сфере;

·         Улучшение аппетита, качества сна, навыков самообслуживания, познавательных возможностей.

. В процессе выполнения и проведения оздоровительных мероприятий ожидаются следующие результаты:

1. Формирование понимания данной проблемы и ответственности за выполнение рекомендаций педагогов со стороны родителей.

2. Привитие детям культурно-гигиенических навыков в режимных моментах.

3. Снижение простудных заболеваний  за год

МДОУ № 47 за здоровый образ жизни!!

i

Edit Me!