Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №47 комбинированного вида г.Кола муниципального образования

Кольский район Мурманской области

 

 

 

 «Совместная работа тифлопедагога и воспитателей по формированию социально-адаптивного поведения у детей с нарушением зрения»

 

 

Белякова Елена Борисовна,

учитель-дефектолог  (тифлопедагог)

высшей квалификационной категории

Залесова Елена Викторовна,

воспитатель специализированной группы

высшей квалификационной категории

 

2014г.

Одним из важнейших принципов  обучения детей с нарушением зрения является принцип расширения социальных связей.  Социальная уверенность, как качество личности проявляется в сфере взаимодействия ребенка с окружающей средой и другими людьми.   Учитывая информационно-познавательное значение зрения, необходимо отметить, что дети, имеющие ограниченные зрительные возможности, не могут полноценно воспринимать окружающую действительность, формирование представлений у них осуществляется медленнее и информативно беднее, чем у нормально видящих сверстников.  Поэтому дети со зрительной патологией не могут самостоятельно овладеть навыками социально-адаптивного поведения.  В то же время, нарушение  зрительных функций не является непреодолимым препятствием для всестороннего развития личности.

Создание соответствующих условий обучения, вовлечение ребенка в жизненные ситуации на основе формирования у него социально-адаптивных способов ориентации  облегчит взаимодействие с окружающей действительностью, повысит его жизненную позицию и активность.

Одной из главных задач педагогов, работающих  с детьми, имеющими дефекты, зрения является определение содержания коррекционно-педагогической работы, разработка приемов и способов ее осуществления при различных формах организации коррекционно-педагогического процесса. Данную задачу мы решаем в тесной взаимосвязи тифлопедагога и воспитателей.

Цель работы: сформировать у детей определенные представления  о близких и конкретных фактах общественной жизни, труда и быта людей.

В процессе обучения слабовидящих детей необходимо знакомить  с окружающими их предметами и вещами, с миром общения и человеческих отношений, что помогает формировать навыки и умения, способствующие социальной адаптации и ориентировке в различных социальных ситуациях.

В соответствии с этим основными задачами являются:

— дать детям знания и представления о предметах домашнего обихода, которыми необходимо пользоваться в быту, их назначении и правилах обращения с ними;

— выработать навыки поведения, культуры в быту;

— познакомить детей с различными службами, учреждениями, организациями, в которые они могут обратиться;

— научить правилам поведения в общественных местах, в различных службах и учреждениях;

— научить вступать в общение  с различными людьми, в различных ситуациях;

— выработать приемы  самоконтроля  за своим поведением, внешностью.

Для успешного формирования навыков социально-адаптивного поведения мы используем разные формы и методы обучения. Многочисленными исследователями доказано, что развитие детей с нарушенным зрением обеспечивается лишь тогда, когда обучение строится на основе наглядности и практической деятельности. Поэтому занятия мы проводим в форме экскурсий, дидактических, сюжетно-ролевых игр, рассказов с целью сообщения знаний, бесед,  мини-практикумов для детей.

Важную роль в выработке у слабовидящих детей умения ориентироваться в окружающей жизни играют экскурсии.

Любая экскурсия требует большой организационной работы и  включает три основных этапа: подготовка экскурсии, ее проведение, и подведение итогов.

На первом этапе, в процессе подготовки, мы с воспитателями составляли план проведения экскурсии по определенной теме, соответствующей программе данного года обучения,  продумывали, какой образовательный и воспитательный материал  даст детям намеченная экскурсия, формулировали цель.  Успешность проведения экскурсии во многом зависит и от правильной ее организации.  Предварительно мы знакомились с объектами, которые будут наблюдать дошкольники, составляли план, маршрут экскурсии, определяли задания для детей. Перед выходом на экскурсию  воспитатель проводит с детьми короткую беседу по теме, о правилах поведения в общественных местах. В процессе экскурсии мы объясняли и показывали детям, как поступать в определенных ситуациях, каким образом выполнять необходимые действия. Только в результате упражнений у детей формируются необходимые умения и навыки, позволяющие им адаптироваться в жизни. Например, при проведении экскурсии по улицам города, мы обращали внимание детей на проезжую часть, пешеходные дорожки, тротуар. Привлекая внимание к благоустройству улиц: посажены деревья, имеются урны для мусора, значит сорить нельзя. Во время экскурсии дети определяли по внешним признакам назначения зданий (жилой дом, школа, детский сад, магазин); сравнивали здания по высоте; читали вывески; искали переходы через улицу по линиям  разметки и дорожным знакам.

Вместе с родителями проводили игру: «Запомни ориентиры». По дороге домой из детского сада домой давали задание: во время пути запомнить 2-4 объекта. На следующий день дети должны были назвать встретившиеся объекты в том порядке , в каком они размещены на местности, назвать домашний адрес.

После экскурсии обязательно проводили итоги с целью систематизации, обобщения и закрепления  полученных сведений. Дети отвечали на вопросы, подбирали иллюстрации по теме экскурсии, играли в дидактические игры.

Затем  мы предлагали родителям обязательно посетить те объекты, где дети могли совершать определенные действия, подражая деятельности взрослых. Например, при знакомстве с работой  магазинов, попросить необходимый товар у продавца, оплатить небольшую покупку, положить покупку в сумку. При посещении библиотеки мы учили детей попросить библиотекаря выбрать нужную книгу, рассмотреть ее в читальном зале, взять книгу домой.

Пассивные, не сопровождаемые действиями наблюдения за предметами и явлениями окружающей жизни малоэффективны в работе с детьми, имеющими нарушения зрения.

Занятия по формированию социально-адаптивного поведения проводим в виде сюжетно-ролевых игр, в ходе которых дети с помощью педагога воспроизводят деятельность взрослых, их взаимоотношения. На первом этапе обучению игре, воспитатель выступает в качестве одного из действующих лиц. Делать это необходимо, т.к. дошкольнику нужно показать игровые возможности определенной роли. По мере того, как ребята овладевают игрой, степень непосредственного участия в ней педагога постепенно уменьшается. Но это не означает, что освоенная игра не нуждается в руководстве и дальнейшем развитии. Подсказывая детям новые действия, новые роли, подключаясь к ним в качестве участника игры, педагог способствует тому, что игра каждый раз строится по-новому, обогащается. С этой же целью необходимо менять атрибуты, вносить предметы-заместители, реальные предметы. Степень руководства меняется в зависимости от возраста детей. Сюжетно-ролевые игры отражают опыт детей, определяются конкретными окружающими условиями.

В процессе организации игры необходимо наблюдать за тем, какие отношения складываются между воспитанниками, предупреждать возникающие конфликты, чтобы формировать у детей дружеские взаимоотношения, желание помочь, уступить друг другу, а также другие необходимые личностные качества.

На специальных занятиях  ( мини-практикумах) мы знакомим детей с предметами и вещами, окружающими их в быту. Знакомство с предметами быта включает в себя усвоение точного названия, назначения, правил обращения с этими предметами, а также  выработку необходимых рациональных, правильных навыков использования этих предметов по назначению. В первую очередь, это одежда, обувь, туалетные принадлежности, продукты питания, посуда и т.д.

Обучение проводим по следующим темам: слайд цветок.

 

Во время проведения мини-практикумов мы используем сюрпризные и игровые моменты.  В гости к детям приходят сказочные герои: бабушка Куми, девочка Морошка,  домовенок  Кузя. (фото героев)

 

Бабушка Куми рассказывает  детям о полезных и вредных продуктах, о правилах приготовления простейших блюд и хранения пищи, знакомит с различными кухонными принадлежностями,  правилами ухода за посудой, правилами поведения за столом и навыками культурной еды.(слайды)

 

Девочка Морошка знакомит дошкольников с правилами личной гигиены, учит правильно пользоваться умывальником, душем, туалетом; показывает детям различные туалетные принадлежности, обращая внимание на их форму, запах, цвет.(слайды)

 

Очень важным вопросом является вопрос охраны зрения. Доктор Пилюлькин вспоминает вместе с детьми правила охраны зрения, с которыми дети знакомились на коррекционных занятиях, с различными способами оптической коррекции, правилами бережного обращения с очками и ухода за ними.(слайды)

 

Домовенок Кузя знакомит детей с правилами подбора, ношения, чистки и хранения одежды и обуви. Одновременно дети  овладевают навыками одевания и раздевания,  определению изнаночной и лицевой сторон одежды, учатся пользоваться различными видами застежек (пуговиц, крючков, поясков, «молний»).  Дети получают сведения  о правилах бережного обращения с вещами, правилах мелкого ремонта, хранения.

Вместе с Кузей дети овладевают навыками сухой и влажной уборки помещений, знакомятся с различным оборудованием и средствами ухода за домом.(слайды)

 

Заключая все вышесказанное, следует подчеркнуть, что у детей с нарушениями зрения необходимо формировать четкие правила безопасной работы.  На занятиях мы обучаем детей пользоваться колющими и режущими предметами, стеклянной посудой, бытовыми приборами и др. Все случаи нарушения правил безопасной работы  разбираем и не оставляем без обсуждения.

 

Таким образом,  можно сделать вывод, что совместная работа тифлопедагога и воспитателей по практической подготовке  способствует  развитию определенных навыков и умений необходимых для формирования социальной адаптации детей с нарушениями зрения к условиям жизни.

Совместная работа тифлопедагога и воспитателей по формированию социально-адаптивного поведения у детей с нарушением зрения

Edit Me!